Нормы развития ребенка: от рождения до года
Удобная таблица, которая поможет вам сориентироваться в нормах развития малыша от рождения до года
Дата публикации:
Информация проверена экспертом
Наталья Васильева Эксперт по детскому питанию, консультант по грудному вскармливанию, педагогНо иногда, чтобы понимать, что ваш ребенок гармонично развивается, полезно иметь под рукой ориентир. Мы собрали в одну таблицу главную информацию про развитие ребенка по месяцам до года. Эта таблица поможет вам понять, на что стоит обратить особое внимание и какие вопросы имеет смысл задать педиатру.
Эмоциональное и физическое развитие ребенка по месяцам
Месяцы | Рост и вес* | Физическое развитие ребенка по месяцам | Психоэмоциональное развитие ребенка | Развитие речи малыша | |
---|---|---|---|---|---|
девочки | мальчики | ||||
0 мес. |
46,1 – 52,2 см 2,5 – 4,0 кг |
46,8 –53,0 см 2,6 – 4,2 кг |
Малыш обладает набором безусловных рефлексов, некоторые из которых исчезнут с возрастом. Дети с самого рождения умеют различать вкус. У мышц повышен тонус: ручки и ножки ребенка в норме слегка согнуты. | Большую часть времени новорожденный малыш спит (20–21 час в сутки), просыпается лишь из-за голода или мокрых пеленок | Выражает свои потребности плачем. |
1 мес. |
50,5 – 56,9 см 3,3 – 5,2 кг |
51,5 –57,9 см 3,6 – 5,5 кг |
Умеет фиксировать взгляд на крупных неподвижных предметах яркой расцветки. Может приподнять ненадолго голову, лежа на животе. | Начинает улыбаться | Некоторые дети в этом возрасте способны произносить гортанные звуки. |
2 мес. |
53,7 – 60,4 см 4,1 – 6,3 кг |
55,1 – 61,7 см 4,5 – 6,8 кг |
Поворачивает голову на звук. Лежа на животе, малыш на 10–15 секунд может удерживать головку и поворачивать её в стороны. | Хорошо фиксирует взгляд на неподвижных предметах и начинает следить за движущимися. Улыбается при ласковом обращении к нему | Умеет произносить протяжные звуки, отличные от плача. Начитает гулить. |
3 мес. |
56,3 – 63,3 см 4,7 – 7,2 кг |
58,1 – 64,8 см 5,2 – 7,7 кг |
Движения ребенка становятся более скоординированными: например, он начинает ощупывать собственные ручки, пытается взять в руки предметы, привлекающие его внимание. Умеет удерживать голову в вертикальном положении. | У малыша появляется «комплекс оживления»: он радуется маме, реагирует на попытки общения с ним. Хорошо различает приятные и неприятные запахи. | В гулении появляются тянущиеся звуки «б-у», «ш-и» и т.д. При виде взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется. |
4 мес. |
58,5 – 65,7 см 5,2 – 7,9 кг |
60,5 – 67,3 см 5,8 – 8,4 кг |
Хорошо держит голову и поворачивает ее из стороны в сторону. Движения рук становятся направленными: хватает висящую или протянутую игрушку, удерживает ее. | Начинает искать глазами источник звука и поворачивается голову в его сторону. Узнаёт родителей. Радуется при их появлении | Подолгу гулит и смеется. |
5 мес. |
60,4 – 67,7 см 5,6 – 8,4 кг |
62,4 – 69,4 см 6,2 – 9,0 кг |
Легко берет протянутую игрушку, подолгу ее удерживает. Хорошо лежит на животе, приподнимется, опираясь на ладони. Переворачивается со спинки на живот. | Отличает своих близких, по-разному реагирует на них и на чужих. Может испугаться незнакомого человека. Различает голос мамы и интонации. | Положительные эмоции выражает громким смехом. |
6 мес. |
62,0 – 69,5 см 6,0 – 8,9 кг |
64,1 – 71,1 см 6,6 – 9,5 кг |
Перекладывает предметы из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Начинает перемещаться, отталкиваясь ногами и руками, ползает по-пластунски. Сидит без поддержки. | Тянет предметы в рот для изучения. Начинает различать цвета. | Произносит отдельные слоги и имитирует речь, «лепечет». |
7 мес. |
63,5 – 71,1 см 6,3 – 9,4 кг |
65,6 – 72,7 см 6,9 – 9,9 кг |
Начинает сам садиться и сидит без поддержки, учится ползать. Пытается освоить чашку и поильник. | Начинает подолгу изучать игрушки — бросает их, вертит в руках | Малыш активно лепечет, пропевает звуки, начинает подражание голосам животных, появляются слоги |
8 мес. |
64,9 – 72,6 см 6,5 – 9,7 кг |
67,0 – 74,2 см 7,2 – 10,3 кг |
Самостоятельно ложиться и садиться. Встает, держась за опору. Ползает на четвереньках. | Может по просьбе взрослых показать некоторые жесты – Протянуть руку, похлопать в ладоши, помахать. |
Усложняется лепет, появляются цепочки слогов – «мамама», «бабаба». Малыш интонирует, пытаясь выражать эмоции. |
9 мес. |
66,2 – 74,1 см 6,8 – 10,1 кг |
68,3 – 75,7 см 7,4 – 10,6 кг |
Стоит с поддержкой. Некоторые дети в этом возрасте совершают первые шаги у опоры. | Понимает названия некоторых предметов и игрушек (кукла, ложка, машинка). По просьбе может показать на них. Реагирует на свое имя. | Начинает осознанно называть близких «мама», «папа», «баба». |
10 мес. |
67,4 – 75,5 см 7,0 – 10,4 кг |
69,5 – 77,0 см 7,7 – 10,9 кг |
Движения становятся все более скоординированными и сложными. Малыш активно ползает, ходит у опоры. | Обожает бросать предметы, при этом следит за ними взглядом. Может по просьбе взрослого найти названный предмет, вытащить его из коробки. | Произносит простые слова, обращается к взрослым («мама», «папа»), например, чтобы его взяли на ручки) |
11 мес. |
68,6 – 76,9см 7,2 – 10,7 кг |
70,7 – 78,4 см 7,9 – 11,2 кг |
Малыш способен самостоятельно стоять у опоры. Некоторые дети делают свои первые самостоятельные шаги. | Пытается самостоятельно пить из чашки и есть ложкой. | Лепет становится осмысленным, появляются первые слова. Выражает желания («на», «дай») |
12 мес. |
69,8 – 78,3 см 7,3 – 11,0 кг |
71,8 – 79,7 см 8,1 – 11,5 кг |
Хорошо стоит и ходит у опоры. Возможно, умеет ходит самостоятельно (в норме дети начинают ходить в период от 11 до 14 месяцев). | Понимает произнесенные названия предметов, даже если их нет в поле зрения. Понимает запреты и слово «нельзя». Эмоционально реагирует на собственные успехи — радуется и хлопает в ладоши, если что-то получается. Неудачи же часто сопровождаются плачем. | Повторяет названия предметов, знает около 10 слов, но произносит их на свой лад. |
* коридор от 5 до 95 центилей согласно центильным таблицам ВОЗ
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Nutriclub, 2020