Роль игры для детей от 1 до 3 лет
Дата публикации:
Процесс познания окружающего мира с этого возраста начинает активно развиваться и приобретает все новые качества и окраски. Все большую роль на пути познания мира в жизни ребенка приобретает игра.
Малыша, как магнит, притягивают окружающее пространство и предметный мир. Не случайно предметная деятельность считается ведущей в этот период жизни. В этот период появляется сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок проигрывает с любимыми игрушками фрагменты из собственной жизни.
Начинает использовать в игре предметы-заместители. Кормит, убаюкивает куклу, меняет ей подгузник. Проявляет сообразительность, использует дополнительные предметы, чтобы достать привлекшую внимание вещь.
Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет может выбирать объекты по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.
Ребенок умеет различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, фиолетовый. Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящики и т. п.
А еще он обожает подражать взрослым и с удовольствием помогает маме мыть полы или посуду. И несмотря на то что по-прежнему малыш большую часть времени проводит со взрослыми, ему становятся интересны игры и с другими детьми. Главный вид игры в этом возрасте – сюжетная. До 2,5 лет она, как правило, отражает действия близких людей (мамы, бабушки, отца), но сам малыш не берет на себя ничьей роли. Малыш также постепенно начинает лепить, рисовать, играть с пирамидкой и конструктором.
Малыш переходит очередной рубеж. Он превращается в дошкольника. К этому возрасту, как правило, ребенок различает около 7 цветов, знает основные части тела, может узнать и назвать несколько растений, обобщает группы предметов. Может найти похожие и отличные друг от друга предметы. Умеет сравнивать вещи по размеру (выбирать больший или меньший предмет), складывать из них пирамидки, определять фактуру вещей (мягкость или твердость).
Дети в это время с удовольствием рисуют, причем не просто каракули, как раньше, а те же овалы, кружки, прямоугольники. Ребенок может закрасить в книжке-раскраске предмет или дорисовать какую-либо недостающую деталь, умеет отобразить на рисунке простые явления природы – дождик, облака, солнышко.
Кроме того, к 3-м годам малыши начинают строить сначала из кубиков по образцу или по имеющимся рисункам домики, машинки, заборчики. В это же время начинается развитие ролевой игры, когда ребенок уже осознанно и с увлечением может брать на себя определенную роль – роль мамы, папы, няни, доктора, продавца, воспитательницы и др. Он сам теперь может придумывать и выполнять игровые правила, выступая то режиссером, то актером в собственном сюжете игры.
Очень важно чтобы взрослые не приуменьшали значение игры. Психологи и педагоги едины во мнении, что она для малыша важна также как работа для взрослого, а может быть, даже больше. Через игру он познает мир, учится с ним взаимодействовать. Но как бы парадоксально для некоторых это ни звучало, игре тоже нужно учить. Ведь у малыша может быть целая комната игрушек, и при этом ему будет скучно. Игрой нужно заинтересовать, увлечь, показать, как можно играть с теми или иными предметами, как их можно использовать. Тем более дети так любят, когда взрослые играют с ними!
Хорошо также всячески содействовать развитию воображения крохи, ведь в современном мире это большая проблема – дети проводят много времени у экранов мониторов, где за них уже придуман целый мир. Конечно, все современные гаджеты тоже могут помочь вам на определенном этапе, и все же не стоит ими заменять игру.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Nutriclub, 2020