7 полезных фактов о развитии головного мозга
Дата публикации:
Содержание
Первый год жизни малыша— это период адаптации к новым условиям существования, период интенсивного развития ребенка. Особенно важные и стремительные изменения в это время происходят в головном мозге. Высшие психические функции ребенка, которые в более позднем возрасте станут основой для учебной деятельности и взаимодействия с другими людьми, начинают формироваться именно сейчас.
1. Психические функции не даны никому из нас изначально – они развиваются, начиная с внутриутробного периода
Мозговая ткань начинает формироваться у эмбриона уже в первые недели внутриутробного развития. Усложняясь и модифицируясь, к моменту родов она обеспечивает малышу выживание в новых условиях существования.
Когда малыш появляется на свет, маршрут развития психических функций ребенка сформирован на 75%.
2. После рождения изменения в мозге происходят с невероятной скоростью!
У 6-месячного ребенка вес мозга составляет уже 50% от веса мозга взрослого. Он растет за счет увеличения самих нервных клеток, а также благодаря формированию новых связей между ними. Эти связи возникают в ответ на активное взаимодействие малыша с окружающей средой.
Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом смысле самыми ценными?
3. У каждой психической функции есть своя биологически заданная программа развития
У всех детей имеется мощное внутреннее побуждение к физическому и психическому развитию. Нам не приходится заставлять их ползать, или стоять, или карабкаться – сама природа направляет их действия.
Созревание центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рождения. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, но все идут в основном по одному и тому же пути.
К примеру, программа физического развития ребенка от рождения до года предполагает следующие этапы:
4. Первые навыки ребенка становятся основой для развития более сложных функций
Программы становления разных психических функций тесно взаимосвязаны. Успехи в освоении одной области вызывают изменения в другой, благодаря чему становится возможным гармоничное физическое и психическое развитие ребенка.
В частности, осваивая перечисленные выше двигательные навыки, малыш совершенствует зрительное восприятие, тактильную чувствительность, ориентацию в пространстве, манипуляцию с предметами. Благодаря своим успехам он испытывает все более разнообразные эмоции и активнее вступает в коммуникацию с близкими.
5. Пропуск одного или нескольких этапов развития ребенка имеет свои последствия
Если ребенок не осваивает тот или иной навык, «прописанный» в биологической программе физического развития, он пропускает и важный этап развития мозга.
К сожалению, часто бывает так: малыш активно развивается, обладает здоровой любознательной активностью, и его родителям хочется подкрепить такое стремление поскорее познать мир. Как только он садится (или даже до этого), ему покупают первую обувь, ходунки и, таким образом, стараются побыстрее «поставить его на ноги». В итоге ребенок теряет интерес к ползанию и закономерно пропускает этот этап.
Между тем, именно на этапе ползания закладываются навыки ориентации в пространстве и развиваются межполушарные связи. В более отдаленной перспективе это позволяет ребенку успешно освоить грамматику родного языка, чтение и письмо.
6. Эмоциональное общение с малышом – залог успешного развития речи ребенка
Развитие речи начинается уже в период новорожденности. Первая выраженная звуковая реакция – крик – по сути является посланием для мамы и содержит информацию о потребностях ребенка. Уже на первой неделе жизни негромкая речь матери, обращенная к младенцу, помогает ему успокоиться, а к 2 месяцам приводит к попыткам произнесения первых подражательных звуков. Появляется комплекс оживления, включающий в себя улыбку, гуление, определенные движения, направленные на интересующий ребенка объект. Чаще всего таким объектом становятся мама и другие значимые взрослые.
Расцвет гуления приходится на 4—6 месяц и плавно переходит в лепет, который состоит из самых разных звуков – возможно, всех наречий мира.
Во втором полугодии жизни, в процессе эмоционального общения со взрослым, лепет младенца начинает приобретать специфические черты родного языка. Малыш постепенно начинает понимать речь взрослых; растет словарный запас ребенка.
Демонстрация и называние ребенку предметов и действий, которые можно с ними осуществлять, формирует в его мозге новые нейронные связи. К концу первого года жизни некоторые дети произносят первые слова: показывая предмет, пытаются его называть. К 12 месяцам активный словарный запас ребенка может содержать от 10 до 15 слов.
7. Мозг растет и усложняется только в процессе использования
Если беременность и роды прошли благополучно, младенец здоров, а его родители рядом, для успешного развития мозга ребенка нужно не так уж много: позволить ему пользоваться своими возможностями. А именно – обеспечить ребенку возможность двигаться (разумеется, в безопасной среде и в окружении любящих людей).
Американский врач-физиотерапевт, автор множества методик реабилитации для детей с поражениями нервной системы, Глен Доман рекомендует родителям как можно чаще класть своих малышей на пол, не ограничивая их движения. В этом случае они быстрее развиваются физически и, тем самым, используют все возможности для развития своего мозга.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Nutriclub, 2020