Методики раннего развития. Что выбрать?
Дата публикации:
Содержание
Современные родители думают о благополучии своих детей и стремятся вложить в них максимум полезных знаний и умений. Поэтому в наши дни раннее развитие детей стало особенно популярным. Так сложилось, что у этого направления есть сторонники, а есть ярые противники. Произошло это из-за некорректного понимания термина.
Раннее развитие – это интенсивное развитие психических и физических функций ребенка в раннем возрасте (до 3-х лет), а не преждевременное обучение. Его цель – стимуляция способностей ребенка в наиболее благоприятном (сенситивном) для их развития возрасте. Так, например, в первый год жизни приоритетным является сенсорное развитие детей и развитие их моторных навыков. Далее на первый план выходят речь и движение.
Обучение в раннем возрасте способствует активному формированию нейронных связей ребенка. Дети впитывают информацию, как губка. И чем больше каналов получения информации задействовано, тем крепче связи.
Подход к развитию должен быть комплексным, ориентированным на продуктивное интеллектуальное, физическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка. Об этом важно помнить при выборе методики. Мы рассмотрим три популярные и всеобъемлющие методики. Узконаправленные системы, нацеленные на формирование отдельных навыков, я в данный обзор включать не буду.
Методика Монтессори
Наиболее известная и востребованная методика. В ней есть три основополагающих элемента: ребенок, окружающая обстановка, педагог.
Система Монтессори нацелена на самостоятельное обучение через свободу выбора. Для этого, в первую очередь, нужно грамотно организованное образовательное пространство. Педагог же занимает наблюдательную позицию (не пассивную), при необходимости направляет и помогает.
Монтессори класс разделен на несколько зон: языковую, математическую, сенсорную, практическую и естественнонаучную. Каждая наполнена определенными учебными материалами и предметами, работая с которыми, ребенок развивает различные навыки.
Возраст: от 0 до 6 лет
Плюсы
- Развитие навыка самостоятельности
- Развитие навыка самодисциплины
- Развитие мелкой моторики
- Активное развитие левого полушария
- Разнообразие дидактических материалов
Минусы
- В меньшей степени задействовано правое полушарие
- Мало внимания уделяется коллективной работе
- Требуются специализированные центры и дидактические материалы
Вальдорфская педагогика
Эта методика не похожа на традиционные образовательные подходы. Она основывается на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (наука о духе).
Система нацелена на развитие природных способностей и формирование уверенности. Приоритет отдается чувственно-эмоциональной сфере, нежели интеллектуальной. Воспитание дошкольников происходит по принципу подражания.
Упор идет на развитие через творчество, культуру и практическую деятельность. Вальдорфская система запрещает использование гаджетов. Насколько это критично в раннем возрасте – решать вам.
Возраст: от 3 до 7 лет
Плюсы
- Творческое развитие
- Индивидуальный подход
- Отсутствие оценочной системы
- Свободная игра
- Игрушки из натуральных материалов
Минусы
- Отсутствие подготовки к школе
- В меньшей степени задействовано левое полушарие
- Сложности взаимодействия ребенка с другими, более классическими, системами образования
Реджио педагогика
Зародилась в послевоенное время в Италии, когда педагоги объединились с родителями и детьми для работы над восстановлением общества и созданием новой системы. Философию и методику для реджио садов разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци.
Отличительная черта подхода – проектная деятельность.
За основу проекта берется самый главный интерес ребенка, а творить можно на любом подходящем языке самовыражения. Ограничений по длительности нет. Важен сам процесс, а не результат. Детей знакомят с миром и учат выражать себя разными способами.
Наиболее известная и востребованная методика. В ней есть три основополагающих элемента: ребенок, окружающая обстановка, педагог.
Система Монтессори нацелена на самостоятельное обучение через свободу выбора. Для этого, в первую очередь, нужно грамотно организованное образовательное пространство. Педагог же занимает наблюдательную позицию (не пассивную), при необходимости направляет и помогает.
В реджио-педагогике взрослый выполняет не ведущую роль, а скорее роль партнера: помогает, поддерживает, направляет. Также педагог наблюдает за детьми, общается с ними, слушает их вопросы и реплики, записывает полученную информацию, снимает фото и видео, а потом анализирует. Большое внимание уделяется организации пространства.
Реджио не является полноценной методикой с определенными приемами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Сегодня этот педагогический подход популярен в разных странах, активно набирает обороты и считается одним из наиболее перспективных.
Возраст: от 1 до 6 лет
Плюсы
- Всестороннее развитие
- Коллективная деятельность
- Сотрудничество с родителями
- Поддержка и стимулирование природной любознательности
- Богатое оснащение (материалы, предметы, инструменты, устройства)
- Самодельные игрушки
Минусы
- Есть риск некорректной записи наблюдений
- Может быть сложно приспособиться к более классической системе образования
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Nutriclub, 2020