Педагогический прикорм: общий стол для всей семьи
Дата публикации:
Информация проверена экспертом
Виктория Дьякова Эксперт по детскому питанию, консультант по грудному вскармливанию, психологСодержание
В питании младенцев 4–6 месяцев постепенно начинают появляться первые «взрослые» продукты — прикорм1. Помимо традиционной схемы расширения рациона, которую рекомендуют эксперты Всемирной организации здравоохранения и отечественные педиатры, существует и альтернативный подход — педагогический прикорм, при котором малыш питается самостоятельно с общего стола2. Рассмотрим основные особенности такого типа кормления и узнаем, в чём заключается разница между педагогическим и педиатрическим прикормом.
Что такое педагогический прикорм
В первые месяцы жизни ребенку для роста и развития хватает питательных веществ, полученных из грудного молока или детской смеси. Однако по мере роста потребности детского организма увеличиваются — как следствие, появляется необходимость в расширении рациона. «Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни», которой придерживаются отечественные педиатры, рекомендует вводить прикорм по схеме, начиная в 4–6 месяцев с гомогенизированных пюре и постепенно заменяя их мелкоизмельченными в возрасте 9–10 месяцев1.В 2005 году Джилл Рэпли описала альтернативный метод кормления грудничков, назвав его baby-led weaning, или BLW (от англ. «прикорм, ведо́мый ребенком»)3. В русскоязычных источниках такой подход называют педагогическим прикормом или самоприкормом. Что такое педагогический прикорм и в чём заключается особенность этой модели кормления?
В отличие от классического подхода, рекомендованного ВОЗ и отечественными педиатрами, при педприкорме ребенку не вводят новые группы продуктов постепенно в виде пюре, а сразу предлагают еду с общего стола, позволяя ему самостоятельно брать в руку и класть в рот целые кусочки3.
На сегодняшний день понятия «педагогический прикорм», «самоприкорм» не используются в методических рекомендациях и иных официальных документах по питанию детей первых лет жизни. Такой подход вызывает беспокойство специалистов из-за потенциального риска дефицита железа и энергии и также риска удушья во время кормления3. Отечественные педиатры рассматривают педагогический прикорм как знакомство с новой пищей исключительно в рамках разрешенного списка продуктов и блюд, которые соответствуют возрасту малыша по составу и консистенции5.
Преимущества педагогического прикорма
Если говорить о прикорме в целом, его роль в развитии малыша крайне важна1:
- введение новых продуктов позволяет обеспечить растущий организм всеми необходимыми полезными веществами;
- более сложная по текстуре пища помогает крохе постепенно учиться жевать и глотать;
- новые вкусы формируют у юного гурмана правильное пищевое поведение.
Что касается педагогического прикорма, на сегодняшний день нет достаточных официальных доказательств, чтобы делать выводы о преимуществах и недостатках такого стиля кормления2, 3. А какие плюсы BLW указывает автор метода Джилл Рэпли?4, 6
- Право выбора. При самоприкорме ребенок сам делает выбор в пользу тех или иных продуктов, определяет количество съеденного и темп приема пищи. Это помогает ему формировать заинтересованность, принимать решения и прислушиваться к себе6.
- Знакомство с окружающим миром. Автор метода отмечает, что самоприкорм позволяет крохе знакомиться с новыми текстурами и вкусами, экспериментировать и познавать окружающий мир через еду6.
- Профилактика переедания. Считается, что при самоприкорме ребенок менее склонен к перееданию, так как сам контролирует объемы порций4.
- Самостоятельность. Глядя на членов семьи за общим столом, малыш в процессе прикорма перенимает манеру их поведения, учится обращаться со столовыми приборами и есть самостоятельно из тарелки4.
Важно понимать, что указанные моменты — мнение автора методики. Официальные организации пока воздерживаются от высказываний о плюсах и минусах baby-led weaning2, 3.
Когда начинать педагогический прикорм
С чего начинать педагогический прикорм, какой схемы придерживаться при грудном и искусственном вскармливании? Метод baby-led weaning не имеет каких-либо строгих правил и ограничений — весь процесс выстраивается интуитивно. В своем руководстве Джилл Рэпли указывает, что здоровые дети могут экспериментировать с твердой пищей примерно с шестимесячного возраста6.
Согласно рекомендациям, которых придерживаются в отечественной педиатрической практике, оптимальный возраст для введения прикорма составляет 4–6 месяцев. Правда, в этом случае речь идет о подходящей для малышей пище: специальных детских кашах и гомогенизированных пюре1. По мере роста крохи меню расширяют новыми группами продуктов, в 9–10 месяцев вводят мелкоизмельченные блюда1. А начиная с 1 года ребенка рекомендуют постепенно приучать к приемам пищи за общим столом, соблюдая при этом возрастные ограничения в питании7.
Избегайте острых, консервированных, соленых продуктов. Цельное коровье молоко всё еще не подходит ребенку. В качестве молочного питания можно предлагать ребенку специальные молочные и кисломолочные продукты »
Как правильно вводить педагогический прикорм
Педагогический прикорм не предусматривает каких-либо утвержденных пошаговых схем для малышей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании. Автор методики предлагает общие советы, которые помогают мамам получить представление о том, как вводить пед. прикорм и организовать приемы пищи для всей семьи. Для общего ознакомления предлагаем разобраться в некоторых тонкостях этого стиля кормления.
Важно! Приведенная информация является справочной. При организации питания малыша обязательно проконсультируйтесь с педиатром.
Как организовать приемы пищи
При организации педагогического прикорма ребенка усаживают за общий стол при каждом приеме пищи. Важно, чтобы кроха находился в вертикальном положении: если он пока не может уверенно сидеть сам на высоком стульчике, его усаживают на колени ко взрослому6.
Не стоит переживать о беспорядке — в первое время избежать его всё равно не получится. В процессе обучения часть пищи будет неизбежно падать на пол, но очень быстро ребенок научится кушать аккуратно6.
С чего начать педагогический прикорм
Педагогический прикорм предусматривает кормление ребенка кусочками. Сначала малышу предлагают овощи и фрукты, более твердые продукты термически обрабатывают, чтобы малышу было легче их жевать. Мясо предлагают большим куском, чтобы кроха мог брать его в руку и сосать6.
Возможность кормления шестимесячных малышей кусочками автор методики объясняет тем, что для жевания зубы не нужны — с этой задачей справляются дёсны6. Тем не менее сегодня эта гипотеза не имеет научных подтверждений. Согласно актуальным рекомендациям экспертов, вводить мелкоизмельченные блюда можно только после 9–10 месяцев1.
Как расширять рацион
Порядок введения продуктов в самоприкорме не предусмотрен. Единственное, что рекомендует автор метода, — не давать малышам очевидно опасную пищу, фастфуд, готовые блюда с добавлением соли или сахара6.
Руководствуясь актуальными документами, педиатры по всему миру советуют придерживаться традиционной схемы расширения рациона, постепенно знакомя кроху с новыми группами продуктов в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными рекомендациями врачей1.
Как сочетать педагогический прикорм с грудным вскармливанием
Педагогический прикорм при грудном вскармливании не имеет строгого режима — методика предполагает, что давать ребенку пищу с общего стола можно в любое время. При этом важно продолжать кормление грудью по требованию, позволяя малышу самому решать, когда пора сократить потребление материнского молока6.
Вместе с тем педиатры советуют предлагать прикорм до основного кормления грудью или детской смесью: проголодавшийся карапуз будет проявлять больший интерес к новой пище1.
Типичные ошибки при педагогическом прикорме
Избежать распространенных ошибок и облегчить организацию педагогического прикорма помогут следующие советы:
- не настаивайте, если ребенок отказывается от нового продукта или блюда, — при расширении рациона важно проявлять терпение. Иногда требуется множество попыток, чтобы пробудить у крохи интерес к новому вкусу1, 6;
- не торопите ребенка — он сам определяет темп приема пищи и количество, которое может съесть6;
- не забывайте о правилах безопасности. Не оставляйте ребенка наедине с пищей и внимательно следите за тем, чтобы в свободном доступе не оказались потенциально опасные продукты, не предназначенные для малышей6.
Выбирая стиль кормления младенца, важно в первую очередь учитывать его индивидуальные особенности, состояние и потребности организма. Избежать ошибок в питании и выбрать верный подход к введению прикорма поможет консультация с педиатром.
Важно: приведенная в статье информация является ознакомительной. Всемирная организация здравоохранения и «Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» не рассматривают педагогический прикорм как возможную модель кормления детей до 1 года. При введении прикорма важно следовать рекомендациям педиатра.
Часто задаваемые вопросы
В чём разница между педагогическим и педиатрическим прикормом?
Традиционный прикорм, который также часто называют педиатрическим или энергетическим, основывается на актуальных методических рекомендациях и подразумевает плавное расширение рациона малыша по утвержденной схеме. Педагогический прикорм является альтернативной моделью, согласно которой кроха может получать пищу с общего стола.
Существует ли универсальная схема педагогического прикорма?
Никаких утвержденных рекомендаций и схем в пед. прикорме не предусмотрено — процесс выстраивается с учетом предпочтений и возможностей ребенка4.
Что такое микродозы в прикорме?
Микродозы — это очень маленькие порции прикорма, с которых начинают знакомство младенца с новой пищей.
Список использованной литературы
- Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации. Баранов А. А., Тутельян В. А. и соавт. 2019. 160 с.
- Baby-led weaning, an overview of the new approach to food introduction: integrative literature review. Melisa Sofia Gomez et al. Rev Paul Pediatr. 2020.
- Baby-led weaning: what a systematic review of the literature adds on. Enza D’Auria et al. Ital J Pediatr. 2018.
- Мой ребенок ест сам. Прикорм с удовольствием. Казимирова П. А. «Эксмо». 2020.
- Психогенно обусловленные расстройства приема пищи у детей раннего возраста и способы их коррекции. Комарова О. Н., Хавкин А. И. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015. Т. 60. № 2. С. 108–113.
- Guidelines for implementing a baby-led approach to the introduction of solid foods. Rapley G. 2008. Дата обращения: 07.09.2024.
- Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации. Союз педиатров России [и др.]. М.: ПедиатрЪ, 2015. 36 с.